Высшую небес и чистшую светлостей солнечных, избaвльшую нас от клятвы, Владычицу мира песньми почтим. От многих моих грехов немощствует тело, немощствует и душа моя; к Тебе прибегaю, Благодaтней, надеждо ненадежных, Ты ми помози. Владычице и Мaти Избaвителя, приими моление недостойных раб Твоих, да ходaтайствуеши к Рождшемуся от Тебе; о, Владычице мира, буди Ходaтаица! Поем прилежно Тебе песнь ныне, всепетой Богородице, рaдостно: со Предтечею и всеми святыми моли, Богородице, еже ущедрити ны.
БОГОРОДИЧЕН
Богородичны входят в состав всех служб, помещены во всех богослужебных книгах , кроме Евангелия. Богородичны часто завершают группы тропарей или стихир, как правило, после стиха: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, «И ныне, и присно, и во веки веков. В современных изданиях в Минеях часть богородичных распределена по гласам в четыре приложения в конце каждой книги:. Разновидность богородична «крестобогородичен» — гимн Богородице, который также относится и к Распятию Христа. Крестобогородичны поются на вечерни во вторник и четверг, и на утрени в среду и пятницу — в дни, посвящённые празднованию Креста. Богородичен воскресной малой вечерни в конце стихир на «Господи, воззвах» называется догматиком.
Кроме того, третье вместе с другими воскресными песнопениями: тропарями, ипакои и четвёртое приложения также входят в Часослов и Типикон. Поскольку первое и третье приложения составлены из воскресных богородичных, они используются в воскресные дни, по праздникам, отчасти по субботам. В богослужении греческих церквей общие богородичны используются только для тропарей эти богородичны помещены в конце Часослова; раздел с седмичными богородичнами, видимо, является древнейшим по происхождению приложением с богородичными; воскресные богородичны выписываются там же, в разделе с воскресными тропарями. Приложений с богородичнами в греческих Минеях нет; после стихир в том числе после самогласнов богородичны выписываются полностью или хотя бы указываются первые слова, в непраздничных службах приводятся и богородичен, и крестобогородичен известны и славянские рукописные Минеи, где выписаны все богородичны. Приложения со стихирными богородичнами сформировались, видимо, уже в Русской церкви — они есть, например, в печатных Минеях XVII в.
Богородице и завершающее собой цикл таких песнопений, как стихиры , тропари , седальны , каждая из песен канона , эксапостиларии , светильны , тропари на блаженнах ; после нек-рых типов песнопений напр. Исполнение Б. Разновидностью Б. Все Б. Все они, кроме Б.